Легенды об азалиях

По одной из легенд, почти магическое очарование азалии объясняют вмешательством эльфов. Как-то раз, спасаясь от пожара, семейство эльфов вынуждено было покинуть родные места. Уставшие, почти обессиленные эльфы укрылись в небольшом леске, росшем у подножия гор. Они начали искать себе место для ночлега, но деревья уже были заняты лесным народцем. А прекрасные цветы отказывались принимать на постой чужаков, объясняя свой отказ боязнью повредить свои пышные лепестки. И только один, неприметный с виду кустарник гостеприимно разрешил беженцам укрыться среди своей листвы. Проведя ночь под его сенью, эльфы решили наградить кустарник за доброту. И вот, когда взошло солнце, на его ветках распустились сотни прекрасных ярких цветов. Пристыженно молчали те растения, которые отказали эльфам в приюте - гостеприимный кустарник затмил своим очарованием самые пышные цветы! Но и это еще не все! Чтобы обезопасить рододендрон (именно так назывался тот самый предок нашей любимой азалии), эльфы наградили его еще одним необыкновенным свойством. Именно эта таинственная особенность рододендрона стала причиной событий, описанных Ксенофонтом, древнегреческим ученым.

В легенде говорится о том, что греческие войска в течение двух недель двигались по горным дорогам Колхиды в поисках золотого руна. Воинственные местные племена разрозненными группами нападали на когорты завоевателей, но быстро рассеивались перед хорошо организованными, закованными в доспехи шеренгами воинов.

Греки радовались победам. Но, вдруг, в главном афинском войске, случилась беда. Солдаты нашли в горах большую пасеку и поделили между собой наполненные тяжелым медом соты. Отведав его, они вскоре все попадали без чувств.

Полководец Ксенофонт, описывая это событие, отмечал: «...вообще тут ничего не было, что могло бы вызвать подозрение. Было только много ульев, и все те солдаты, которые отведали меда из сот мгновенно лишились сознания. Было очень много больных, как после поражения. На следующий день никто не умер, все начали приходить в сознание, а на третий и четвертый дни солдаты уже вставали, но как после принятия сильного лекарства. Через триста лет Римская армия погибла почти в том же месте, сраженная медом из того же источника.

Оказалось, что греческие воины наелись меда с цветков дикого рододендрона желтого - Rhododendron luteum Sweet синонимы: Rh. flavum G.Don, Rh. ponticum Schreb., Azalea pontica L. - ветвистого листопадного кустарника, высотой до 4 метров и сильно разрастающегося в ширину (до 5-6 м), с очень душистыми распускающимися раньше листьев или одновременно с ними желтыми или оранжевыми цветками. Это чрезвычайно полиморфный вид как по характеру опушения и форме листьев, так и по величине, окраске, форме цветков и срокам цветения. Все части растения ядовиты. В природе встречается на юго-западе Европейской части, на Кавказе, на востоке Западной Европы и Малой Азии. Растет в лесах в качестве подлеска, на опушках, вырубках, на маломощных щебнистых почвах на высоте до 2000 метров над уровнем моря. Этот вид включен в региональные списки редких и исчезающих растений юго-запада России.

В культуре - с 1792 года. В садоводстве его называют «понтийская азалия». Рододендрон желтый сыграл большую роль в развитии культуры рододендронов. Этот вид является лучшим подвоем для листопадных рододендронов. Очень широко используется в селекции, является родоначальником (один из анцестральных видов рода рододендрон) многих ценных сортов листопадных рододендронов, в том числе такой известной группы сортов, как гентские азалии. Именно этому виду посвящены строки:

Золотисто- желтым заревом
Над мерцанием озер
Озарила мир азалия
У подножья синих гор.

Восточная красавица - пасхальный цветок

Белоусова Т. П., Паршин А.

На Востоке древние поклонялись растениям и цветам, как живым существам. С растениями вели доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворили. Любимым растениям, когда неожиданно обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями и мольбой. Просили ветер и дождь не ломать деревья. В древних песнопениях молили не только о хорошем урожае, но и о продлении мига цветения, сколь мимолетным он бы не был.

Растения на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Цветок же - единственное существо на свете, сколь прекрасное, столь и беззащитное, дающее человеку радость и берущее на себя боль. Буддийская идея о том, что все имеет душу, и все может перевоплотиться во что угодно, к чему притянется душа, способствует такому миропониманию. С растениями и цветами человек связан родственными узами - и все это явления единой сущности, как об этом рассказывает Дзэнтику в пьесе «Басе» (Банановое дерево):

Чувств лишены и травы, и деревья,
но в них сокрыта истинная сущность,
что недоступна взору. И в пылинке
заключена Вселенная, вода
себя являет в облике дождя,
росы непрочной, инея и снега.
И точно так же травы и деревья
Обличья могут разные принять.

«И травы, и деревья, и земля - и чувствующее, и чувств лишенное - все без исключения являет истинную сущность» - так Великое Учение гласит» (раздел сутры Лотоса «Притчи о целебных травах»).

В природе деревья и травы расцветают каждый в свое время, и это привлекает к ним взоры. Расцветая, какие из цветов не опадают? Но, опадая, они расцветают вновь, и в этом их прелесть, необычность.

Пусть говорят, что травы и деревья
Ни сердца не имеют, ни души,
Но не пропустят времени цветенья,
Плоды приносят в свой урочный срок.
Всегда на ветках, обращенных к югу,
Торопится раскрыться ранний цвет
Навстречу солнечным лучам.

Японская классическая драма XIY - XY в. в.

При упоминании об азалии обычно возникают лишь превосходные степени сравнения: ослепительная, феерическая, восхитительная, фантастическая. Это объясняется тем, что слишком сильно в этом растении Солнце - вот азалия вся и светится радужным светом.

Известный японский поэт Басе подтверждает это, сравнивая азалию с разноцветной радугой:

Пригорок у самой дороги.
На смену погасшей радуге -
Азалии в свете заката.

Солнце - планета творчества - проявляется в Овне наиболее ярко и гармонично, однако, занимает в этом знаке лишь вторую позицию.

Первое же, управляющее место, принадлежит Марсу - планете скорости, стимулирующей творческое, солнечное движение.

Это делает азалию полезной тем, кто боится браться за ответственную работу, либо пытается оттянуть начало каких-либо дел. Нередко, такое поведение свойственно людям творческим, художникам, музыкантам, для которых процесс воплощения уже ощущаемого образа в материю, бывает очень мучительным. Своим тонким влиянием азалия запрещает человеку отлынивать от работы, и способствует гениальным произведениям быстрее увидеть свет.